ИСТ-консалтинг Web / NLP / Справка / Словарь терминов НЛП /

Словарь часто употребляемых терминов НЛП

Наша главная цель на тренинге заключается в том, чтобы посредством демонстраций и упражнений предоставить вам возможность получить собственный опыт практического применения новых подходов, представлений и навыков.

Ниже приведен список терминов, с которыми вы встретитесь на тренинге. Мы надеемся, эта справочная информация окажется вам полезной. Если же вам не удастся найти здесь какой-нибудь термин, просим вас сообщить нам об этом, чтобы мы смогли включить его в этот словарь и тем самым сделать его более полным.

Некоторые «термины», включенные в этот словарь, возникли в русском языке исключительно благодаря плохому переводу и не устоявшейся русской терминологии. Но поскольку они все-таки встречаются в литературе, а иногда и в устной речи, мы сочли необходимым включить их в этот словарь. Везде, где это было возможно, мы постарались привести «более русские» варианты терминов или дать несколько вариантов их перевода.


А - В  

Альтернативный (Tag) вопрос — вопрос, с отрицанием, помещенным в конце предложения с целью разделения полярных реакций, например, «разве не так?», «не так ли?», «не правда ли?» и т.п.

Аналоговое изменение — изменение, параметры которого могут варьироваться в пределах некоторого непрерывного спектра значений, например, изменение громкости звука, изменение яркости света или изменение положения тела. (Противоположность — Дискретное изменение.)

Аналоговое обозначение — выделение (подчеркивание) части предложения с помощью невербальных средств общения, например, с помощью интонации, жеста и т.п.

Аналоговый — все аспекты общения за исключением слов: интонация, темп, поза и т.п.

Ассоциированное состояние — полное погружение в переживание или воспоминание, при котором человек смотрит на окружающую его ситуацию своими собственными глазами, слышит своими собственными ушами и чувствует то, что чувствовал в этой ситуации.

Аудиальный (слуховой) канал восприятия — восприятие звука. (См. Репрезентативные системы.)

Ведение — ведение другого человека в определенном направлении.

Ведущая системарепрезентативная система, которая используется в первую очередь при поиске хранящейся в памяти информации, например, воссоздание зрительного образа друга с целью восстановления ощущения привязанности к нему указывает на то, что при этом поиске ведущей системой была зрительная (визуальная) репрезентативная система.

Ведущая субмодальностьсубмодальность, играющая главную роль в данном контексте, и ее изменение автоматически вызывает изменение многих других субмодальностей и управляет реакцией человека.

Взмах — см. Переключатель.

Визуальный — имеющий отношение к зрительному восприятию. (См. Репрезентативные системы.)

Включение якоря — воспроизведение определенного поведения — прикосновения, жеста, интонации и т.п. — которое как стимул вызывает определенную реакцию.

Вкусовой — имеющий отношение к ощущению вкуса. (См. Репрезентативные системы.)

Возврат — устное или письменное подведение итогов или суммирование информации, обычно проводимое с целью построения или поддержания раппорта, а также пересмотра или коррекции.

Встроенная команда — команда, встроенная в предложение таким образом, что с грамматической точки зрения она перестает быть командой, но оформляется как команда с помощью аналогового обозначения, например: «I wonder how soon you will HAVE FUN LEARNING NLP!»

Встроить — встроить одну вещь (цель, историю и т.п.) внутрь другой.

Вторая позиция («Другой, собеседник») — восприятие мира с позиции другого человека (собеседника) . Перейти во вторую позицию (позицию другого человека) значит «стать» другим человеком, присвоив его точку зрения, принципы, прошлое и т.п.

Вторичная выгода — позитивное намерение или цель (зачастую неопределенная или вовсе неосознаваемая) нежелательного или проблемного поведения.


Г - И  

Галлюцинация — внутреннее представление, не имеющее никакого отношения к текущим сенсорным переживаниям.

Генеративное или эволюционное вмешательство — вмешательство, которое разрешает заявленную проблему, а также порождает другие изменения, которые в самых различных отношениях улучшают жизнь человека. (Противоположность — Направленное вмешательство.)

Генератор нового поведения — пошаговый процесс подбора и встраивания новой реакции в поведение человека в ситуации, которая прежде была проблемной.

Гибкость (разнообразие) поведения — способность изменять свое поведение с целью вызвать желаемую реакцию у другого человека (в противоположность упорному воспроизведению одного и того же поведения, которое не приводит к желаемому результату). Быть гибким значит иметь возможность делать выбор — выбирать свое поведение в ситуации.

Глазные сигналы доступа — движения глаз человека, которые указывают на то, какую репрезентативную систему он использует. (См. Ключи доступа.)

Глубокая трансовая идентификация — см. Переключение референтного индекса, Позиция собеседника.

Дискретное изменение — изменение, результатом которого могут быть только два состояния, как у выключателя — «включено» или «выключено», и никаких промежуточных состояний. (Противоположность — Аналоговое изменение.)

Диссоциированное состояние — восприятие воображаемой или вспоминаемой ситуации с любой точки зрения кроме своей собственной (например, глядя на происходящее сверху).

Инсталляция (усвоение) — обучение или усвоение новой стратегии или поведения чаще всего с помощью репетиции или присоединения к будущему.

Интеграция реакций/якорей — одновременное вызывание нескольких реакций с целью их смешения. (Ср. с Цепочкой реакций.)


К - Л  

Кавычки — метод передачи сообщения, при котором сообщение передается так, как будто его сказал другой человек, например: «И тогда Фред сказал мне: «Читай дальше!» (Разновидность Встроенных команд.)

Калиброванная цепочка (Calibrated Loop) — текущее взаимодействие между двумя или более людьми, в котором определенные элементы поведения каждого человека вызывают определенную реакцию в другом участнике взаимодействия.

Калибровать — «читать» вербальные и невербальные реакции другого человека и устанавливать связь между конкретными поведенческими проявлениями и определенными внутренними процессами или состояниями.

Канал восприятия (модальность) — один из пяти органов чувств. (См. Репрезентативные системы.)

Карта реальности — личный способ восприятия событий. (См. Репрезентативные системы.)

Кинестетический — имеющий отношение к ощущениям. Ощущения можно разделить на тактильные (Кт — ощущения, возникающие на поверхности тела от соприкосновения с окружающим миром), проприоцептивные ощущения (Кп — движения, внутренние ощущения, такие как напряжение или расслабление мышц) и чувства или метаощущения (Км — «эмоциональные» реакции на тот или иной объект, ситуацию или переживание). (См. Репрезентативные системы.)

Ключи доступа — поведенческие проявления, связанные с использованием определенной репрезентативной системы, например, движения глаз, тон голоса, поза, дыхание и т.п. (См. Репрезентативные системы.)

Коллапс якорей — см. Интеграция якорей.

Конгруэнтность — когда все внутренние стратегии, поведенческие реакции и части человека находятся в согласии друг с другом и действуют согласованно.

Контекст — обстоятельства, в которых протекает общение или возникает реакция. Контекст представляет собой один из тех стимулов, которые могут вызывать определенные реакции.

Контрастный анализ — выявление различий между двумя представлениями, в особенности субмодальных различий.

Критерий — параметр для сравнения, качество, которое может быть применено к широкому кругу поведенческих реакций или событий. Например, смешной, вдохновляющий, интересный, высококачественный, практический, новый и т.п.

Критические субмодальностисубмодальности, играющие главную роль в формировании реакции человека. (См. Ведущая субмодальность.)


М  

Маска — см. Фильтр восприятия.

Мета-личность — наблюдатель в упражнении, в задачу которого входит обеспечение «ведущего» (а иногда и человека, исполняющего роль «исследователя») сенсорной обратной связью с целью корректировки и совершенствования его действий.

Метамодель — набор лингвистических приемов, фокусирующих внимание на том, как говорящий человек стирает, искажает, обобщает, ограничивает или конкретизирует свои внутренние представления. Основной инструмент метамодели — набор вопросов, которые помогают сделать общение более конкретным, позволяют восстановить утраченную или неопределенную информацию и сделать ригидное мышление более гибким.

Мета-позиция — см. Наблюдатель.

Метафора — история, гипербола или аналогия, которая связывает одну ситуацию, переживание или явление с другой.

Мета-цель — цель цели, более общая и фундаментальная, чем заявленная, например, «вернуть утраченное самоуважение» может оказаться мета-целью по отношению к цели «оскорбить этого человека».

Мильтон-модель — набор лингвистических приемов, применяемых с целью общения непосредственно с подсознанием; оказание влияния и передача сообщений таким образом, что слушатель с готовностью принимает их и реагирует на них. Обычно неопределенный и, следовательно, допускающий различное толкование язык.

Модальность — одно из пяти чувств. (См. Репрезентативные системы.)

Модальный оператор — лингвистический термин, обозначающий одну из четырех категорий, характеризующих действие: желание, возможность, необходимость, выбор.

Моделирование — наблюдение и определение того, как что-то происходит или как человек думает или ведет себя, а затем формирование описания и демонстрация описанного процесса другим людям с той целью, чтобы они смогли научиться воспроизводить описанное поведение (мышление).


Н - О  

Накопление якорей — Использование одного и того же якоря для закрепления ряда различных ресурсов и их интеграции. (См. Интеграция якорей.)

Направленное (Remedial) вмешательство — вмешательство, которое разрешает только ту конкретную проблему, о которой заявил клиент. (Противоположность — Генеративное вмешательство.)

Направленный поиск — процесс мысленного возвращения в прошлое с целью поиска переживаний, между которыми есть некоторое сходство, обычно в ощущениях. Часто используется с целью определения важного раннего события, сформировавшего реакцию человека, которая продолжает проявляться у него до сих пор.

Негативная команда — встроенная команда, подчеркнутая аналоговым поведением и имеющая позитивный характер, несмотря на то, что грамматически представляет собой отрицание, например: «Не ЧИТАЙ ЭТО ОЧЕНЬ БЫСТРО!» (Разновидность Встроенных команд.)

Неконгруэнтность — состояние, когда два или несколько представлений, частей личности или стратегий человека оказываются в конфликте друг с другом. Состояние, когда человек чувствует «внутреннюю раздвоенность», «разрывается между двумя возможностями» и т.п.

Номинализация — лингвистический термин, обозначающий слова, которые оказываются результатом преобразования действий (глаголов) в предметы (существительные), которые на самом деле предметами не являются, к примеру, вам не удастся положить их в тележку. Примерами номинализаций являются «любовь», «свобода», «счастье», «уважение», «расстройство» и т.п. (См. Сложная эквивалентность.)

Основанный на сенсорном опыте — информация, соотносящаяся с тем, что воспринимают пять органов чувств. (Противоположность — Галлюцинация.)

Отражение (отзеркаливание) — подстройка собственного поведения к поведению другого человека чаще всего с целью установления раппорта и подготовки к ведению или терапевтическому вмешательству. (См. Перекрестное присоединение.)


П  

Паттерн — систематически повторяющийся устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения.

Первая позиция («Я») — восприятие окружающего мира со своей собственной позиции, будучи ассоциированным с самим собой, находясь в собственном теле.

Перевод — процесс перевода слов из одной репрезентативной системы в другую, полезен для восстановления понимания между двумя участниками общения.

Переключатель («Взмах»)генеративный прием, использующий субмодальности и предназначенный для изменения привычек и реакций.

Переключить референтный индекс — полностью «стать» другим человеком, приняв его точку зрения, критерии, прошлое и т.п. (Противоположность — Сдвиг референтного индекса.)

Перекрестное присоединениеподстройка к поведению человека с помощью поведения другого типа, например, подстройка к дыханию с помощью ритмических движений руки.

Подсмотреть (Stealing) якорь — выявление естественно возникшей последовательности реакций (стимул-реакции) на определенный стимул, а затем воспроизведение этого стимула вместо формирования искусственного якоря для этих реакций.

Подстройка — см. Отражение и Присоединение.

Позиция наблюдателядиссоциированная мета-позиция, находясь в которой вы можете наблюдать текущие или просматривать прошлые события, глядя на себя со стороны.

Позиция собеседника — восприятие ситуации глазами собеседника, находясь «в шкуре» своего собеседника.

Полярная реакция — реакция, которая служит противоположностью, отрицает или занимает противоположную позицию по отношению к предшествовавшей реакции.

Предикаты — процессуальные слова, которые выражают действие или отношение к подлежащему (глаголы, наречия, причастия). Такие слова могут отражать использование той или иной репрезентативной системы, а также могут неконкретными, например, «выглядит неплохо», «звучит складно», «чувствуется неплохо» или «я согласен».

Предпочитаемая репрезентативная системарепрезентативная система, которую человек привычно использует при обработке информации или воспоминаний. Обычно та система, в которой человек может находить наиболее тонкие различия.

Прервать состояние — резко изменить состояние человека. Часто применяется с целью выведения человека из неприятного состояния.

Присоединениеподстройка или отражение невербального и/или вербального поведения другого человека. Часто используется с целью установления раппорта и служит подготовкой к дальнейшему ведению и терапевтическому вмешательству. (См. Отражение.)

Присоединение к будущему — репетиция (мысленное проигрывание) конкретного поведения или последовательности поведенческих реакций во всех репрезентативных системах, осуществляемая с той целью, чтобы объединить их в определенную последовательность и в качестве реакции связать с подходящим стимулом так, чтобы эта реакция возникала в будущих ситуациях непринужденно и автоматически.

Процессуальные слова — см. Предикаты.


Р  

Разговорный постулат — вопрос, который формально требует ответа типа «да» или «нет», но обычно вызывает поведенческую реакцию, например, в ответ на вопрос: «Не могли бы вы закрыть дверь?» — человек обычно закрывает дверь.

Разделительное состояние — вызов нейтрального состояния в промежутках между двумя другими состояниями, преследующий целью избежать объединения этих состояний или установления связи между ними.

Раппорт — условия, в которых возникает контакт, отзывчивость — состояние, которое часто описывают как ощущение безопасности или доверия.

Редактирование видеоряда — процесс пересмотра прошлого поведения, а затем отбора, репетиции и присоединения к будущему нового поведения или реакции с целью изменения реакции в будущих похожих ситуациях. (См. Генератор нового поведения.)

Репрезентативные системы — внутренние представления внешнего мира, полученные с помощью пяти органов чувств: зрения (визуальная), слуха (аудиальная), ощущений (кинестетическая), вкуса и запаха.

Ресурсное состояние — состояние — способность, отношение, поведение, точка зрения или качество — которое оказывается полезным в определенной ситуации.

Рефрейминг — процесс изменения способа восприятия того или иного события или поведения, приводящий к изменению реакции человека на это событие или поведение. Обычно различают «Рефрейминг контекста», «Рефрейминг смысла» и «Шестишаговый рефрейминг».

Рефрейминг контекста — помещение «проблемной» реакции или поведения в другой контекст, который придает им новый — обычно более позитивный — смысл.

Рефрейминг смысла — приписывание нового смысла поведению (реакции) без изменения контекста обычно посредством привлечения внимания к тем элементам контекста, которые остались незамеченными, например: «Вы заметили его медлительность и не обратили внимания на его аккуратность и надежность».


С  

Сдвиг референтного индекса — принятие только точки зрения другого человека и сохранение при этом своих собственных критериев оценки событий и реагирования на них. «Если бы я был на вашем месте…»

Сенсорная чувствительность — способность замечать различия и разделять между собой различные состояния или события.

Синестезия — очень тесное переплетение двух или более репрезентативных систем или быстрое переключение между ними, например, «вижу/чувствую» (ощущения переплетаются с тем, что человек видит) или «слышу/чувствую» (ощущения переплетаются с тем, что человек слышит).

Сложная эквивалентность — сложное сочетание представлений, которые в личной карте реальности оказываются приравненными определенному значению, например, определенные особенности поведения и реакций человека могут создать у вас впечатление, что он вас любит

Согласование (Dovetail) — согласование между собой (подгонка) двух и более целей.

Сортировка полярностей — разделение тенденций или «частей», которые «тянут» человека в противоположных направлениях, и оформление их в виде отдельных, четко определенных цельных частей личности. Этот шаг обычно служит подготовкой к интеграции частей личности.

Состояние — настроение, реакция организма или сознания или переживание в определенный момент.

Стимул-реакция — закрепившаяся в результате повторения связь между стимулом и определенной реакцией (условный рефлекс Павлова).

Стратегия — последовательность ментальных и поведенческих представлений, которые приводят к определенному результату, например, решение, обучение, мотивация, те или иные навыки.

Субмодальности — составляющие элементы, качества представления в той или иной репрезентативной системе, например, визуальный образ может быть ярким, темным, резким, размытым, подвижным, застывшим, большим, маленьким и т.п.


Т - Я  

Трансдеривационный поиск — см. Направленный поиск.)

Третья позиция («Наблюдатель») диссоциированная мета-позиция, находясь в которой, вы можете просматривать события и ситуации, глядя на себя и на других людей со стороны.

Универсальный квантификатор — лингвистический термин для обозначения слов, которые применяются ко всем случаям или ко всем ситуациям без исключения, например, «все», «каждый», «всегда» и такие отрицания, как «никогда», «никто» и т.п.

Уровень обобщения — масштаб, в котором мы рассматриваем объект или ситуацию. Он может быть изменен путем еще большего обобщения и перехода к более общим категориям, путем специализации и перехода к более конкретным категориям или путем перехода по аналогии к объектам и ситуациям того же класса общности. Например, начав с «автомобиля», вы можете путем специализации перейти к «Форду» или к карбюратору, путем обобщения перейти к «средствам передвижения», а мышление по аналогии может привести вас к самолету или поезду.

Утраченный перформатив — лингвистический термин, обозначающий отсутствие в предложении указания на конкретного человека, совершающего действие или выносящего суждение, например, «Очень важно знать это».

Фильтры восприятия — отношение, взгляд, точка зрения, перспектива или набор предпосылок или предположений относительно объекта восприятия, человека или ситуации. Такой взгляд «окрашивает» все представления об объекте восприятия.

Хорошо сформулированная цель — цель, определенная должным образом, достижимая, конкретная и привязанная к контексту, и либо доставляющая удовольствие, либо не вступающая в противоречие с другими целями человека.

Цель — желаемый результат. (См. Условия хорошо сформулированной цели и Мета-результат.)

Цепочка реакций — последовательное извлечение реакций с целью построения автоматической последовательности реакций. (Ср. с Интеграцией реакций.)

Части (личности) — метафорическое описание различных аспектов субъективного опыта. Части следует отличать от конкретных поведенческих проявлений, которые используются этими «частями» для достижения тех или иных позитивных целей.

Шестишаговый рефрейминг — технология, в процессе которой устанавливается непосредственный контакт с «частью», ответственной за то или иное нежелательное поведение, выясняется позитивное намерение, управляющее этим поведением, и формируются новые варианты поведения, соответствующие выявленному позитивному намерению.

Экология — учет влияния изменения на систему в целом, а не только на отдельное поведение, часть личности или отдельную личность.

Язык органов — идиоматические выражения, включающие указание на конкретную часть тела или происходящие в нем процессы, например: «Как кость в горле», «висеть на шее» и т.п.

Якорь — стимул, который вызывает ту или иную реакцию в соответствии с механизмом, аналогичным тому, как работает классический рефлекс.

Я-позиция — восприятие мира со своей собственной точки зрения, глядя на все своими собственными глазами и пребывая в собственном теле.

Главная страница Справка В начало страницы

На странице
Hosted by uCoz